Некрополь Сисем-ата является одним из крупнейших и старейших захоронений на полуострове Мангышлак. В нем представлены все существующие архитектурные разновидности могильных памятников казахского народа, а расположен он вдоль древних караванных путей на западном чинке плато Устюрт. Этот пантеон героев.
Казахский народ чтил духов покойных. Здесь погребены хивинские ханы, а также батыры, отдавшие свои жизни за страну в борьбе с завоевателями. Такие герои, как Суйинкара-батыр Оргешбайулы, Толеп-батыр Анетулы, Конай-батыр Кенжеулы, Жетимек Жанузак-батыр, Кожанасыр-бай Жанайулы, Ескелди Саназар-бай Кудайназарулы, Бегей Дауылдыр-бай Козыбакулы, Сенгир мырза Дауылдырулы, Жарылгап-бай Сенгирулы, Сейит-би Есенулы, Анет-би Текейулы, Толепулы Мамбетнияз-би, Байбоз Боккараулы, Жарыулы, основатели рода назар (Шотан батыр, Тастемир бай, Майлан, Кудайберген), жанбоз (Матай, Отеули, Жаманкара), Зорбайулы Отегул, Каржау Толекеулы и другие захоронены здесь. Место захоронения играет важную роль в духовном и патриотическом воспитании современной молодежи. Их помнят, их чтят, места погребений стали памятниками истории и культуры.
Здесь были использованы самые искусные приемы мемориального зодчества, выработанные веками строительные навыки мангышлакцев. На некоторых кулпытасах – надмогильных камнях-статуях некрополя Сисем-ата, установленных уже в наше время или в недавнем прошлом в XX веке, над женскими погребениями изображены прически из множества кос с подвешенными к ним украшениями-оберегами.
Кулпытасы на могилах мужчин несут барельефные изображения боевого пояса, ремесленных орудий, нередко боевого коня и, конечно, оружия. На древних кулпытасах можно увидеть изображения кинжалов, топоров, луков и стрел; на более поздних – шомпольные ружья, с длинными стволами, и также луки и топоры.
Наиболее ранний мавзолей некрополя Сисем-ата сложен из каменных плит, имеет внушительные размеры и выглядит весьма архаично.
На Сисем-ата сохранилась сагана, наружные стены которой покрыты рельефными изображениями людей и животных. В одном случае – это лучник в высоком головном уборе, натягивающий лук, в другом – лошади и боевое оружие. Эти сагана, датируемые XIV — XV веками, крайне интересны, ведь изображения человека на погребальных памятниках Устюрта и Мангышлака очень редки.
Согласно устным преданиям, Сисем-ата был одним из первых проповедников ислама, живший в средневековье в огуз-кыпчакский период. Согласно исследованиям М. Мендикулова, время захоронения датируется XI-XII веками. На нем достаточно много различных символов и традиционных орнаментов, изображены на надмогильном сооружении по направлению с севера на юг. Сюжет иллюстрирует политические события в кыпчак-ногайскую эпоху.

« 1 из 2 »