Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области
Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
Полулегендарная личность Бекет-Ата является одним из самых почитаемых в западных областях Казахстана. Наиболее известна его подземная мечеть в местности Огланды Мангистауской области. Но в большинстве письменных источников подтверждается, что Бекет-Ата построил 4 мечети: в Огланды, на своей родине — в Жылыойском районе Атырауской области, в Бейнеу, в Устюрте на территории Каракалпакстана (не сохранилась). Хотя народные предания говорят и о пятой, и даже о шестой с седьмой мечетях Бекет-Ата, но они ещё не найдены.
В Атырауской области Акмечеть Бекет-Ата, считающаяся первой из построенных им мечетей, является одним из самых сакральных мест. Чтобы доехать до Акмечети, нужно сначала из Атырау доехать до Кульсары, затем около 50 км на восток.
В описание мечети 1853 года, которое было составлено русским топографом, подпоручиком Алексеевым, который также описывает и что местные казахи рассказывали о личности Бекет-Ата, когда ещё были живы люди, которые видели его:
«Первую пещеру на нагорном берегу выдолбил лет за 50 до настоящего времени киргиз адаевского рода мугалова отделения Бекет Байтеле, ежегодно приходивший с Усть-Урта на Эмбу для летнего кочевья. Здесь в свободное время он занимался обучением детей мужского пола татарской грамоте и закону божию, а в остальное время уединялся в свою пещеру для молитвы. Иногда оставался тут и зимовать один с ничтожным запасом пищи, достаточным одному киргизу не более как на один день, почему родственники его, приходившие сюда следующей весной с Усть-Урта, с удивлением находили оставленного не только живым, но и нисколько не похудевшим. Вся орда, повторяя множество баснословных рассказов и чудес из жизни это киргиза, почитает его святым. Он умер около 40 лет назад и похоронен на чинке Усть-Урта в уроч. Огланды, около соединения полуострова Мангишлака с Усть-Уртом. Рассказывают также, что сюда к могиле каждогодно собираются родственники покойного, молятся над прахом его и потом старший из трёх оставленных им сыновей влезает один в могилу и там бреет голову и подбривает усы у покойного отца, каждогодно вырастающие.»
Рисунок Акмечети 19 века. Опять вернёмся к описанию топографа Алексеева:
«…находим в одном месте со стороны реки отверстие, похожее больше на волчью нору, в которую, однако же, человек, хоть и с трудом, но может пролезть. Отверстие это тянется вглубь земли не более 3 сажень (1 сажень = 2,13 м — Я.Ф.), в прямом направлении на юго-запад, а потом приводит в круглую комнату, имеющую 2,5 сажени в диаметре и до 4 аршин (1 аршин = 0,71 м — Я.Ф.) высоты. Потолок её составляет плоский купол, в средине которого просверлено к поверхности земли узкое отверстие, пропускающее в комнату слабый свет. По обеим сторонам комнаты, у самого входа в неё, заметны две засыпанные ямы; по словам киргизов, это были копани с пресною водой. В правом стороне устроена небольшая комната, соединяющаяся с первой дверью, у которой поставлен плоский железный посох с круглым и заострённым внизу железным же концом. В юго-западной стене первой комнаты пробита другая дверь, ведущая в круглую комнату, немного больших размеров, нежели первая, и со сводом же вверху, поддерживаемым четырёхгранной колонной, выдолбленной посредине. Стены этой комнаты вырублены не в виде правильного круга, а с 6 симметрически расположенными углублениями, из которых одно, находящееся против двери, несколько шире и глубже других и вообще весьма похоже на те, какие делают в татарских мечетях. Полов в комнатах нет; стены обделаны грубо, но довольно правильно. Почва, в которой выдолблена эта мечеть, состоит из крепкого мела.»